Юрист рассказал, могут ли коллекторы звонить родным и коллегам должников

Однако важно помнить, что все действия коллекторов должны соответствовать закону, подчеркнул управляющий партнер консалтингового бюро Дмитрий Кваша в интервью для Москвы 24.

По данным "Известий", в 2024 году спрос на профессионалов по взысканию долгов увеличился вдвое, а с начала 2025 года еще на четверть. Этот рост обусловлен не только увеличением задолженностей у граждан России, но и дефицитом кадров в данной области, как сообщают исследования рекрутинговых сервисов.

Подчеркивая важность соблюдения законодательства коллекторами, Дмитрий Кваша также отметил, что эффективное взыскание долгов требует профессионализма и ответственного подхода.

Эксперт подчеркнул, что своевременная связь с заемщиком после пропуска срока выплаты кредита является важным аспектом работы коллекторов. Они могут начать контактировать уже на следующий день после нарушения срока. При этом специалисты обязаны представиться, назвать свою организацию и должность и только после этого начинать разговор.

"Главное, чтобы взаимодействие было корректным, без угроз, шантажа – всех моментов, которые легко расценить как давление", – пояснил Дмитрий Кваша. Важно помнить, что сотрудник коллекторской компании не имеет права входить в жилое помещение без разрешения его обитателей.

В то же время, как отметил юрист, коллекторам запрещено обращаться к родственникам или коллегам заемщика. Единственное исключение – обращение к поручителю. Это правило направлено на защиту личной жизни и конфиденциальности данных заемщика.

Для защиты от возможных нарушений со стороны коллекторов, эксперт Дмитрий Кваша советует вести аудиозапись всех разговоров с ними и обращаться в правоохранительные органы. Эти записи могут послужить важными доказательствами в случае необходимости.

Когда человек не выплачивает долги и прячется от коллекторов, они могут обратиться к поручителю за дополнительной информацией. Однако, если должник попросит удалить свои данные после первого обращения, коллекторы обязаны выполнить его просьбу, как пояснил эксперт.

Запись разговоров с коллекторами на диктофон и последующее обращение в полицию – это не только способ защиты от возможных злоупотреблений, но и действенный механизм для обеспечения своих прав и интересов в сфере взыскания долгов.

Недавно в Госдуме был принят законопроект, направленный на ужесточение наказания для коллекторов за нарушения в процессе взаимодействия с должниками. Согласно новым правилам, граждане могут быть оштрафованы на сумму до 500 тысяч рублей, должностные лица – до миллиона рублей, а юридические лица – до двух миллионов. Это решение было принято в связи с участием коллекторов во множестве жалоб и конфликтных ситуаций с должниками.

Кроме того, новый законопроект предусматривает более строгие меры контроля за деятельностью коллекторских агентств и ужесточение наказаний за нарушения законодательства в этой сфере. Таким образом, правительство стремится к борьбе с недобросовестными практиками коллекторов и защите прав должников.

Эти изменения в законодательстве направлены на создание более справедливой и прозрачной системы взаимодействия между коллекторами и должниками, а также на укрепление доверия граждан к финансовым институтам. Важно, чтобы коллекторы соблюдали законы и этические стандарты в своей работе, чтобы избежать негативных последствий для всех сторон.