В России предложили запретить программы лояльности на маркетплейсах

Соответствующее письмо с инициативой было направлено председателю Госдумы Вячеславу Володину главами Сбера, ВТБ, Т-банка, Совкомбанка и Альфа-банка.

В документе, цитируемом ТАСС, говорится, что целесообразно запретить операторам посреднических платформ вкладывать средства в снижение цен на товары, распространив запрет как на прямые скидки и акции, так и на косвенные формы финансирования — бонусные программы, возвраты и маркетинговые субсидии.

При этом планируется сделать исключение для социально значимых товаров и собственных товаров маркетплейсов, однако даже в этих случаях скидки не должны быть связаны с использованием карт маркетплейсов.

Авторы инициативы подчёркивают необходимость сдерживания подобных практик и приводят в пример регламенты Европейского союза, которые ограничивают антиконкурентные субсидии и ценовые манипуляции со стороны системно значимых платформ. Они также уверяют, что реализация предложения не приведёт к росту цен для потребителей.

В то же время в пресс-службе компании Ozon сообщили ТАСС, что инициатива может вызвать повышение цен для 85 миллионов покупателей, особенно для жителей малых городов и сел, где ассортимент офлайн-магазинов ограничен.

В компании отметили, что сами банки активно предлагают клиентам программы лояльности, и запрет на подобные инструменты у маркетплейсов ухудшит условия как для потребителей, так и для предпринимателей.

Ранее глава Сбербанка Герман Греф заявил, что из-за скидок маркетплейсы в 2025 году недоплатили налогов на сумму 1,5 триллиона рублей. По его мнению, рынок интернет-магазинов нуждается в регулировании.

Он подчеркнул, что это задача государства, поскольку маркетплейсы фактически находятся вне конкуренции, особенно в вопросах налогообложения.

Центробанк также потребовал запретить скидки при оплате картами маркетплейсов.