Пять главных домов городских усадеб признали памятниками архитектуры

С. Полякова, Кулаковых, В. Д. Носова, купца В. С. Бородина и другие усадьбы XVIII–XIX веков были внесены в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Эта информация была опубликована на портале мэра и правительства Москвы.

На Тверском бульваре, в доме 17, строение 4, располагается усадьба Плохово – Осташевских – Л. С. Полякова. Считается, что здание было возведено на основе палат, построенных в конце XVII века. Известно, что первыми владельцами усадьбы были братья Федоровы, занимавшие важные должности в новых учреждениях, созданных Петром I.

Эти усадьбы представляют историческую ценность и являются свидетельством богатого культурного наследия региона. Внесение их в реестр объектов культурного наследия регионального значения позволит сохранить и передать будущим поколениям уникальные архитектурные и исторические достижения прошлого.

В 1728 году семье Волконских было продано имение с каменными постройками, которое в 1749 году приобрел флигель-адъютант Алексей Плохово. Владение садом и прудом принадлежало семье Плохово почти 80 лет, в течение которых они постепенно расширяли и модернизировали усадьбу, придавая ей арочную форму. Однако в 1812 году деревянные постройки усадьбы были уничтожены пожаром, а сам дом получил серьезные повреждения. Восстановление имения в ампирном стиле произошло лишь в 1820-х годах.

Затем, с 1829 по 1834 год, усадьба принадлежала Казимиру Осташевскому, который создал в ней увеселительный сад, о котором упоминали Лев Толстой и Михаил Загоскин. После Осташевского владение перешло к Платону Пуколову, который владел имением с 1867 по 1869 год. В это время помещения усадьбы были сданы в аренду Артистическому кружку, где проводили время такие выдающиеся личности, как Николай Рубинштейн, Александр Островский и князь Владимир Одоевский.

Усадьба, приобретенная Самуилом Поляковым в 1872 году, изначально использовалась как доходный дом, предназначенный для аренды квартир среднему классу. В 1910 году здание было продано Ярославско-Костромскому земельному банку, а в 1922 году было перестроено под коммунальное жилье. Однако через десять лет здание было объявлено аварийным, и его жильцы были выселены.

Эксперты из департамента культурного наследия внимательно следили за состоянием усадьбы, и после долгих лет борьбы за проведение реставрационных работ в 2022 году Мосгорнаследие обратилось в суд с иском об изъятии дома. Только после этого владелец начал восстановительные работы. Важно отметить, что исторические здания, такие как эта усадьба, являются важной частью культурного наследия и требуют особого внимания и ухода.

Эксперт: Завершающие работы по реставрации идут полным ходом в усадьбе Кулаковых. Специалисты не только провели очистку стен от старого покрытия и укрепили кирпичную кладку, но и восстановили декор и создали новые элементы. Этот дворец, расположенный на Верхней Радищевской улице, 8, строение 1, имеет богатую историю. В начале XIX века купец Михаил Артамонович Кулаков возведя одноэтажное каменное здание, а в последствии его сын, купец Ефрем Кулаков, добавил второй этаж. В начале XX века в этом особняке размещалась частная женская гимназия, а в советские времена здание использовалось для административных нужд и жилья.

Купцы Носовы, владельцы крупного предприятия по производству шерстяных товаров, стали значимыми персонажами в истории района Преображенское в Москве. Их городская усадьба находится по адресу Малая Семеновская улица, дом 1, строение 1. На протяжении многих лет во главе дела стоял Василий Носов, сын одного из создателей фабрики.

Элементы декора XIX века прекрасно дополняют облик помещений. Угловые печи, украшенные зеркалами с изогнутыми поверхностями и покрытые гладким белым кафелем, создают атмосферу старинного роскошного интерьера. Кроме того, изразцовые печи с орнаментом и лепные карнизы на потолке придают помещениям особый шарм.

Не только богатство и влияние делали Носовых выдающимися фигурами своего времени. Их вклад в развитие текстильной промышленности и социальную жизнь района оставил неизгладимый след в истории Москвы.

В начале своего пути как простые ткачи братья Дмитрий, Василий и Иван основали небольшую ткацкую фабрику на берегу Хапиловского пруда в 1829 году. Спустя десятилетия Василий Носов приобрел участок земли рядом с фабрикой и возведенный на нем деревянный дом для своей семьи в 1873 году.

В поисках более просторного и роскошного жилища, Василий Носов заказал по проекту архитектора Льва Кекушева двухэтажный особняк в стиле модерн. Дом был оформлен в английском стиле, а мраморный зал на втором этаже был создан архитектором Иваном Жолтовским. Позднее он также разработал дизайн парадной столовой в левом крыле здания.

Усадьбу купца Василия Бородина можно увидеть на Садовнической улице, дом 71, строение 4. Каменные палаты были построены в 1770-х годах. В 1890 году усадьба перешла к титулярному советнику Василию Полшкову. Этот исторический архитектурный комплекс является прекрасным образцом российского зодчества XVIII века.

В начале XX века художник Мстислав Добужинский украсил парадную лестницу, соединяющую парадный зал и столовую. Он оформил своды, арку, ниши и двери в стиле раннего Возрождения. Роспись сводов выполнена золотом по кобальтовому фону в традициях итальянской живописи XIV–XVI веков. Это единственная монументальная работа художника в России. Творчество Добужинского внесло значительный вклад в сохранение исторического наследия и культурного разнообразия города.

Помимо своей архитектурной ценности, усадьба Василия Бородина является важным историческим памятником, отражающим жизнь и быт российской знати XVIII–XIX веков. Сохранение и реставрация таких объектов играют ключевую роль в сохранении культурного наследия и просвещении общества о прошлом.

Новая Басманная улица, дом 21, строение 1, стал свидетелем значительных изменений благодаря проекту архитектора Ивана Мочалова. Деревянные постройки у южного фасада были заменены на каменную двухэтажную пристройку с отдельным входом и лестницей, добавив усадьбе новый архитектурный облик. С 1917 года это владение перешло под контроль меховой фабрики "Пролетарский труд", что привнесло в его историю новую эпоху и назначение.

Фасад здания на Новой Басманной улице сохранил оформление постклассического стиля 1850–1860-х годов, что придает ему особый шарм и аристократичность. Центральная часть фасада украшена пилястрами с лепным декором, подчеркивающим роскошь и изысканность архитектурного решения.

Главный дом городской усадьбы XVIII–XIX веков на Новой Басманной улице, дом 21, строение 1, имел своих знаменитых владельцев. С 1780 года и до конца XVIII века здание принадлежало бригадиру князю Владимиру Голицыну, а затем перешло во владение князя Алексея Долгорукова, чье имя осталось в истории связанным с этим уникальным архитектурным памятником.

В переулке Огородная Слобода, в 1820-х годах, был возведен двухэтажный дом с белокаменным цоколем, где первый этаж выполнен из камня, а второй - из дерева. Архитектурное произведение украшено карнизом с орнаментом и мезонином, на фасаде которого расположены три окна и фронтон.

Важно отметить, что власти Москвы приняли решение о защите ценных элементов усадьбы чаепромышленников Высоцких. Среди охраняемых деталей - фасадные украшения и интерьерные элементы, такие как полукруглая лестничная башня, балконы, крыльцо и старинные световые фонари начала XX века. Эти архитектурные шедевры являются неотъемлемой частью исторического наследия и требуют особого внимания при реставрации и реконструкции.

Особняк Высоцких, по словам руководителя столичного департамента культурного наследия Алексея Емельянова, представляет собой выдающийся образец архитектуры, воплощающий в себе изысканный декор, сложные фасады и живописную композицию. Этот замечательный архитектурный памятник привлекает внимание своей уникальностью и исторической ценностью.

Следует отметить, что особняк Высоцких является не только архитектурным шедевром, но и важным элементом культурного наследия города. Его сохранение и защита играют важную роль в сохранении исторической аутентичности столицы и передаче ценностей прошлого будущим поколениям.

Важно подчеркнуть, что особняк Высоцких несет в себе не только художественную ценность, но и является символом эпохи и культурного развития города. Его уникальные архитектурные решения и детали отражают дух времени и вклад выдающихся мастеров в развитие архитектуры.